неоновые вывески в Москве
Автор: adminnew

Профессионально сделанная неоновая вывеска – всегда впечатляет. Поэтому многим кажется, что такое технологическое чудо смогло появиться только в результате усиленной работы гениального разума и лишь после извилистого творческого поиска и огромного количества опытов. Однако интрига этого изобретения в том, что концепция неонового света появилась абсолютно случайно. И возникла оно в начале двадцатого столетия из воздуха, причем – в самом буквальном смысле.

Лампочка Клода

Французский химик-экспериментатор Жорж Клод о всемирной славе и тем более о коммерческом успехе особенно не помышлял – его целью была разработка технологии получения жидкого кислорода из атмосферного воздуха, которой он уделял все свое время. Побочным продуктом его экспериментов оказалось огромное количество неона, который спросом на тот момент абсолютно не пользовался, а выбрасывать его было жалко. Поэтому этим газом Клод в какой-то момент решил заправить электрические лампы собственного производства – то, что предлагал тогда рынок, не отличалось ни яркостью, ни долговечностью.

Включив первую лампочку-самоделку, химик первым на планете испытал тот самый вау-эффект, который и стал залогом успеха неоновой рекламы – свет оказался ярким, его оттенки – удивительными, а свечение – зачаровывающим. Через некоторое время стал очевидным и бонус – лампа работала значительно дольше, чем все, что можно было бы приобрести в тогдашних магазинах.

Не теряя времени даром, химик занялся внедрением новинки – и декабрьский парижский автосалон 1910-го года осветили шокировавшие посетителей своим ярким оранжево-красным сиянием первые неоновые лампы. Пораженные бизнесмены завалили Клода предложениями одно другого выгоднее, так что в течение следующей недели он уже продал первый патент на свое детище. Покупателю он обошелся в 100 000 долларов – сумма для начала 20 века колоссальная. Чтобы было понятно, насколько она огромна, поясним: на нее можно было приобрести примерно сто килограммов банковского золота.

Рекламный свет

Изобретатель не остановился на достигнутом и продолжил эксперименты с добавками из других инертных газов – так и его ламп появился сначала бледно-розовый оттенок, а вслед за ним – изумительное синее сияние. И уже в 1911-м он запатентовал тот самый способ применения своих ламп, который всем так хорошо известен – он получил патент на наружную неоновую рекламу. И торговля технологией развернулась с новой силой, озолотив изобретателя.

Первая в мире неоновая вывеска, что закономерно, появилась в том же Париже: надпись «Palais Coiffeur» украсила в 1912-м году фасад парикмахерской на Монмартре – и прибыль заведения удвоилась всего за несколько месяцев. В 1913-м появилась вторая – она рекламировала итальянский вермут Cinzano, который моментально стал феноменально востребованным. Так что уже в 1914-м крыши и фасады французской столицы украшало уже 160 с лишним вывесок, которые рекламировали сигареты, кинотеатр, автомобили, и даже — Парижскую оперу.

Затем патент на неон приобрела американская компания Packard Motor Car Company – и вывески залили своим ярким светом Лос-Анджелес, Лас-Вегас и все остальные крупные города США. В Америке вывески традиционно называли по имени изобретателя – «неон Клода», так что многие простые американцы были уверены, что его именно так и зовут – Неон…

Вывеска из гибкого неона

Срок действия патентов Клода истек в 1930-м году – и производством неоновых вывесок занялись тысячи компаний во многих странах мира. Им уделили внимание даже философы – к примеру, известный в свое время Луис де Миранда написал сочинение под названием «Бытие и неон», в котором назвал его свет ключевым настроением прогрессивного столетия. Так что при всем неприятии буржуазного капиталистического разложения все преимущества неона в конечном итоге начали использовать и в СССР.

Коммунистическая неоновая реклама

О неоновых вывесках на просторах пролетарского Союза узнали в середине 20-х годов – но в тот момент они оказались невостребованными: НЭП угасал, частная торговля оказалась под запретом, рестораны, клубы и магазины закрывались. Москва превратилась в одну из самых мрачных столиц Европы – особенно для тех, кто побывал в расцвеченных неоном мировых мегаполисах.

Однако когда хаос послевоенных лет был упорядочен – вожди пролетариата согласились, что неоновая вывеска – явление исключительное, и государство рабочих и крестьян способно извлечь из него пользу. Для пробы первый образец украсил ворота детского парка имени героя-революционера Прямикова и состоял всего из трех букв – «САД». Результат превысил любые ожидания – парк стал невероятно посещаемым. Успех начали закреплять – и с этого момента многие годы к первомайской демонстрации кремлевская стена украшалась огромной неоновой надписью «Да здравствует 1 мая!». Чтобы не покупать лампы у буржуинов, свои варианты начали производить на Московском электроламповом заводе, а затем рекламные материалы начала разрабатывать и выпускать городская фабрика свето-художественных работ. Вывески появились на редакции газеты «Правда», на фасаде гостиницы «Москва», на фасаде Смольного и начали понемногу заполнять советские города.

Однако творчеством здесь даже не пахло – все, что можно было использовать, прописывалось циркулярами сверху: какой шрифт брать, какой цвет соответствует духу социализма, какой размер одобряют или не одобряют вожди. Никакого самовольства – за этим следили специалисты Мосгороформления. Поэтому когда новизна сошла на нет – вывески перестали интересовать людей, потому что были одинаковыми до уныния. Поэтому не удивительно, что с наступлением 90-х предприятия, которые производили газовые трубки, закрылись почти сразу – западные образцы были намного более яркими и не в пример дешевле.

Однако сегодня интерес к неоновым вывескам снова растет – потому что появились технологии, позволяющие создавать великолепные авторские шедевры, и новые решения, обеспечивающие их разнообразие. Сравнительно низкие затраты, достаточно скромное потребление энергии при длительных сроках эксплуатации и, конечно же, феноменальное впечатление, которое вывески производят на прохожих, делают их даже более востребованными, чем прежде – но на качественно новом уровне исполнения.

Оценка 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...